пятница, 12 февраля 2016 г.

"Дело" о цвете: CMYK или RGB? Что это такое и в чем разница?

Заметила, что многие дизайнеры (особенно те, кто по роду своей работы не сталкивается с полиграфией) не понимают разницу между цветовыми пространствами CMYK и RGB. Множество специализированных статей на эту тему, написанные сухим языком терминов и формул, не только не находят отклика в сердце художника, но и нагоняют на него благоговейный страх. Кажется, что "тонкая творческая натура" не способна даже выговорить слово "аддитивный", а уж понять, что это такое, - и подавно. Однако, разница между CMYK и RGB очевидна, как, допустим, очевидна разница между набором цветных карандашей и масляными красками. И я сейчас попробую ее объяснить как можно проще и короче, "как художник художнику";)

Для того, чтобы понимать, что такое CMYK и RGB, нужно прежде всего  запомнить одну простую истину: ЦВЕТА в природе НЕ СУЩЕСТВУЕТ! В природе существует СВЕТ. Свет падает на предметы, которые его поглощают и отражают. Так как предметы имеют разные физические свойства, то отражают они разное количество упавшего на них СВЕТА. Мы смотрим на предметы и видим отраженный свет, который интерпретируется в нашем воображении как тот или иной ЦВЕТ. Таким образом цвет - это всего лишь субъективное восприятие человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди по-разному воспринимают оттенки. 



Наглядно о восприятии цвета. (Ролик:1,5 мин)

К таким выводам экспериментальным путем пришел  Исаак Ньютон в далеком 1676 году. C помощью стеклянной призмы известный английский физик уловил солнечный луч света и обнаружил, что он "расслоился" на  7 светов (световых волн): красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую (цвета радуги). Три цвета из этого "набора" - красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) принято считать "основными", потому что остальные четыре цвета(цвета солнечного спектра)  можно получить сочетанием этих трех "основных" цветов, а если сложить их - получим белый свет. Красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue)  и составляют цветовое пространство RGB. Таким образом, RGB - это самое естественное для человека цветовое пространство. Все, что мы видим в природе глазами или с помощью электронных приборов, которые "рисуют" светом (телевизор, монитор, экран мобильного телефона и пр.) мы видим в RGB. 



Наглядно об эксперименте Ньютона.(Ролик:1,4 мин)

Человеку свойственно делиться опытом и впечатлениями, поэтому неудивительно, что он изобрел способ запечатлеть увиденное с помощью пигментов, способных изменять отражающие свойства поверхности, на которую они наносятся. Эти пигменты мы называем красками. Человеческий глаз способен различать до 10 миллионов оттенков, что гораздо больше, чем имеющиеся в наличии краски. В связи со стремительным развитием полиграфии было решено выделить из известных цветовых пигментов три "основных" - ими стали голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Сочетая эти прозрачные(!) краски наложением друг на друга, можно создать множество цветов и оттенков. Однако, оказалось, что наложения этих трех цветов дают недостаточную глубину тона при печати, и поэтому было решено добавить в "основной" пигментный набор дополнительную краску - черную (Black). В полиграфическом производстве черная краска кодируется буквой "K" (Key color). Почему так вышло, уже никто не помнит. По одной из версий, это обозначение того, что черную краску следует наносить последней. Дело в том, что в типографии краски наносятся поочередно: голубая, поверх нее - пурпурная, затем желтая и наконец черная - "ключевая" краска. Четыре полиграфических краски и составляют цветовое пространство CMYK. Все что вы держите в руках в виде полиграфической продукции - буклеты, флаеры, полноцветные журналы и постеры, книги - все это напечатано всего лишь четырьмя красками из цветового пространства CMYK, а может быть даже только одной из них.* 



Наглядно о процессе печати. (Ролик:0,5 мин)

*Сразу оговорюсь, что существует также печать пантонными красками - это когда печать производится заранее смешанными "чистыми" красками. Однако такой способ печати очень затратный, и используется только для дорогостоящих полиграфических проектов. Например, для художественных каталогов мировых аукционов, когда потенциальному покупателю важно точное цветовое соответствие "картинки" и оригинала.

Итак, сформулируем, в чем же состоит основное различие между CMYK и RGB. Основное различие состоит в том, что RGB "рисует" светом, а CMYK - цветом.
Почему это важно учитывать в работе дизайнеру? Потому что дизайнер должен отдавать себе отчет в том, что созданная на компьютере и распечатанная работа никогда-никогда-никогда не будет выглядеть точно так же как на мониторе, как бы хорошо он ни был откалиброван. Это - закон физики, а не проблемы "железа". Тем не менее, результат печати можно предсказать с точностью до 90% (с поправкой на носитель, печатное оборудование и квалификацию печатника):  для этого нужно создать/конвертировать свою работу в CMYK. Дело в том, что процесс подготовки картинки под печать абсолютно управляем в режиме  CMYK. Опытные полиграфические дизайнеры могут подготовить полноцветный макет для печати даже на черно-белом мониторе, но это уже совсем другая история :)

2 комментария:

  1. Супер! Спасибо за статью.
    Впервые я столкнулась с тем, что "распечатанная работа никогда-никогда-никогда не будет выглядеть точно так же как на мониторе", когда баловалась с текстильным принтером.
    Кстати сказать, тогда я выяснила одну фишку. Если картинку RGB конвертировать в CMYK, сохранить и открыть для просмотра, то разница может быть незначительная. Вероятно это связано с настройками монитора. А вот когда в общей папке видно два превью рядом(когда в виде эскиза страниц документы на компе показаны), то разница в цвете прослеживается гораздо лучше. Минус в том, что превью слишком малы. Но общую картину уловить можно.
    Многие иллюстраторы и любители помалевать, к сожалению, далеки от понимая разницы между CMYK и RGB. Наверное только те, кто непосредственно сталкивалась с проблемой печати, и понимают на сколько это важно.

    ОтветитьУдалить
  2. > Вероятно это связано с настройками монитора.

    Да, Таня ты абсолютно права. При конвертации файла из RGB в CMYK и наоборот следует отключать ICC Profile - благодаря ему ТВОЙ монитор максимально корректно отображает отконвертированную картинку. Однако, если ты хочешь увидеть разницу, то следует снять галочку напротив ICC Profile при сохранении файла. Кстати, пересохранить файл без профайла полезно и без перевода картинки RGB2CMYK в том случае, если тебе любопытно как она может выглядеть на других мониторах и электронных дисплеях. Результат зачастую шокирует:))) А вообще профайлы полезная вещь, если умеешь с ними обращаться. Подозреваю, что к тому текстильному принтеру, о котором ты рассказала, также полагались профайлы, которые бы откалибровали твой монитор так, чтобы ты видела изображение максимально приближенным к тому, что выйдет из печати.

    ОтветитьУдалить